С ЧЕГО НАЧИНАЛСЯ ДЕСАНТ


Шайкин Владимир Иванович



Последнее время много идет споров о дате «рождения» наших ВДВ: кто-то отстаивает имеющуюся (2 августа), кто-то ратует за изменение, указывая при этом на примеры более раннего использования воздушных десантов. Нам кажется, что 2 августа уже не только вошло в сознание миллионов соотечественников как праздник всех, кто имеет какое-либо отношение к ВДВ, но и является наиболее реальной и жизнеспособной датой рождения воздушно-десантных войск.


Л. Г. Минов

С уверенностью можно констатировать, что в первой четверти XX века уверенно зарождалась теория боевого применения воздушных десантов.

Так, например, Командующий Ленинградским военным округом М. Н. Тухачевский еще в 1928 году начал активно пропагандировать идею создания в структуре РККА специальных подразделений, предназначенных для быстрой переброски по воздуху.

Кроме того, в марте 1930 года под его руководством были проведены тактические учения с экспериментальным десантированием войск, для чего ВВС округа выделило семь самолетов ТБ-1 из состава 55-й и 57-й эскадрилий 3-й авиационной бригады. Но данное десантирование было осуществлено посадочным способом. Ведь в то время о применении парашютов для высадки бойцов никто еще серьезно не думал. Парашют в то время рассматривался исключительно, как средство спасения военных летчиков и вниманием военных теоретиков был обделен.


Пионером военного парашютизма в Советском Союзе можно считать комбрига ВВС РККА Леонида Григорьевича Минова, которому удалось выполнить первые прыжки в США и получить американский диплом парашютиста.

Я. Д. Мошковский

По прибытии в СССР он был назначен на должность инструктора по парашютной подготовке ВВС РККА и приступил к организации практических прыжков со спасательными парашютами в 11-й авиационной бригаде. Помощником Л. Г. Минова в был назначен старший летчик Я. Д. Мошковский.


К лету 1930 года Л. Г. Минов (в теоретической части) подготовил 30 парашютистов из числа добровольцев 11-й авиационной бригады Московского военного округа. Практические парашютные прыжки намечено было провести на специальных сборах, которые открылись на аэродроме вблизи Воронежа 26 июля 1930 года. Всего для проведения этих сборов было выделено 12 парашютов – все, что имелось в бригаде, и самолет Фарман F-62 «Голиаф».


Первый показательный прыжок (фактически первый учебно-тренировоч-ный прыжок с парашютом в СССР) Л. Г. Минов совершил лично. Следом за ним прыгнул Яков Давидович Мошковский – настоящий фанат парашютного дела. При приземлении Мошковского снесло на здание, откуда его сняли только при участии пожарной лестницы. Тем не менее это не отразилось на настроениях участников сборов. В этот день свой первый прыжок совершили еще пять летчиков 11-й авиационной бригады: командир эскадрильи А. С. Стойлов, помощник командира эскадрильи К. Н. Затонский, старший летчик И. Мухин, старший летчик П. В. Кондратьев, младший летчик И. И. Поваляев – это были первые советские парашютисты.

С этого отряда началась история ВДВ

В дальнейшем, к исходу 31 июля 1930 года, Минов подготовил группу в количестве десяти парашютистов для совершения группового прыжка с целью демонстрации выброски группы вооруженных парашютистов для диверсионных действий на территории «противника».


Но из-за малой грузоподъемности самолета Фарман F-62 «Голиаф» (не более семи человек) группа была разбита на две подгруппы, одну из которых возглавил Л. Г. Минов лично, а вторую Яков Мошковский.


Первые курсы по подготовке инструкторов парашютного дела

Грузы (вооружение и боеприпасы) было решено выбросить с трех самолетов-разведчиков Р-1 на грузовых парашютах.


2 августа 1930 года в 9 часов утра самолет Фарман F-62 «Голиаф» под управлением Громова с семью десантниками (первая подгруппа и Я. Мошковский) на борту поднялся в воздух. Условия для десантирования были приемлемые – скорость ветра у земли составляла 8 м/с. Над хутором Клочково (два километра от аэродрома в пределах прямой видимости) с высоты 500 метров первая подгруппа с интервалом в две секунды была десантирована на площадку размером 600 на 800 метров. Все десантники покинули борт в течение пяти секунд. Яков Мошковский остался в самолете с целью точного установления точки выброски второй подгруппы.

26 июля 1930 года. Воронеж. В центре – Минов

Тем временем первая подгруппа приземлилась на окраине хутора и быстро собралась возле Л. Г. Минова. В момент выброски десантники были вооружены наганами и ручными гранатами. Практически сразу над точкой выброски прошли три самолета Р-1, которые с высоты 150 метров сбросили два мягких почтовых мешка и четыре полутяжелых короба конструкции Н. П. Благина, в которых находилось длинноствольное оружие (в том числе два ручных пулемета «Льюис»), снаряжение и боеприпасы, необходимые для выполнения боевой задачи.

Подготовка к десантированию. 2 августа 1930 года

Вернувшийся на аэродром Фарман F-62 «Голиаф» забрал остальных участников десанта и через несколько минут с высоты 300 метров выбросил вторую подгруппу над площадкой десантирования. Приземление второй волны десанта произошло в непосредственной близости от того места, где в это время находилась первая подгруппа. Еще через несколько минут десантники собрались вместе, привели оружие в боевую готовность и выдвинулись в назначенный район, где их ждал грузовик, который доставил парашютистов на аэродром. Задача первого воздушного десанта была выполнена полностью.


Вот фамилии участников первого в истории парашютного десанта: Минов, Мошковский, Егоров, Захаров, Коваленков, Кухаренко, Мухин, Поваляев, Пойдус, Филиппов, Фрейман, Черкашин. Эти фамилии золотыми буквами должны быть вписаны в историю создания советских и российских десантных войск!


А этот день стал точкой отчета создания советских ВДВ.


Ровно через месяц, 2 сентября 1930 года, на маневрах частей Московского военного округа командующий войсками уже практически применялась группа парашютистов из 11-й авиационной бригады по конкретной диверсионной задаче с реальной выброской в тыл условного противника. Поставленная задача была выполнена успешно.

Первый десант под Воронежем. 2 августа 1930 года

При этом необходимо отметить, что данная группа под командованием Мошковского десантировалась с предельно низкой высоты, что до сих пор считается прыжком особой сложности и практикуется только опытными парашютистами.


Следующим этапом было уже десантирование целого мотоотряда, которое было произведено 9 сентября силами 3-й авиационной бригады Ленинградского военного округа и 51-й авиационной эскадрильей 11-й бригады Московского военного округа.

На следующий день Тухачевский дал следующую оценку высадке: «…десант выполнен на «отлично». Отличившиеся командиры были награждены велосипедами. Командующий войсками Ленинградского военного округа впоследствии говорил: «…Заложен первый камень в строительство воздухо-десантных войск. За этим должно последовать формирование специальных воздухо-десантных соединений и создание авиации, способной осуществлять десантирование в больших масштабах...».


Таким образом, рождение основ ВДВ состоялось, но впереди были длинные и трудные, но довольно интересные годы нового рода войск.


Первый десант, справа – Мошковский


Просмотров: 0

При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.          

 

  Copyright © 2020 by MONOLITH Digest. All rights reserved.

  • Facebook