Спецназ в РВВДКУ

Пост обновлен июль 28



Полковник запаса Костин Павел Геннадьевич



С момента создания в 1950 году подразделений специального назначения, военное руководство страны не задумывалось о том, что потребуются специальные учебные заведения для подготовки специалистов и командиров различных категорий. На этапе формирования подразделений и частей специального назначения такой потребности не ощущалось. В строю находились солдаты и офицеры, прошедшие войну. Их боевого опыта и навыков ведения партизанской борьбы было достаточно.

Первый человек, который задумался о создании специального учебного заведения для подготовки офицеров специальной разведки, был Маршал Советского Союза Жуков Г.К., приказавший создать второе воздушно-десантное училище в Тамбове в 1957 году. Но, как известно, это стоило ему должности. После этого мало кто хотел возвращаться к этому вопросу.


Последний выпуск 9 роты в 1981 году. В центре Командующий ВДВ генерал-полковник Сухоруков Д. С. и начальник училища генерал-лейтенант Чикризов А. В.

Но время шло, и потребность в подготовке офицеров для Спецназа стала ощущаться всё более остро. В период формирования бригад специального назначения отдельной Директивой при Военно-дипломатической академии были созданы годичные курсы, которые функционировали с 1 января 1962 года до сентября 1963 года. Курсы сделали два выпуска офицеров для частей специального назначения и разведывательных органов штабов военных округов, в общей сложности около 120 человек.

Поступление на вооружение Спецназа все новых и более совершенных видов стрелкового и инженерного вооружения, а также новых технических средств в шестидесятых годах потребовали от офицеров, прибывающих в войска, углублённых знаний. Причём, эти знания желательно было применять сразу, по прибытию в часть, а не спустя полгода или год, когда офицер их мог освоить в полной мере в ходе боевой учёбы.


9 рота на площадке приземления. В центре – командир 9 роты капитан Селуков И.Ф. 1978 год

Наконец к 1968 году вновь созрела идея создать учебное заведение, которое бы готовило профессиональных разведчиков специального назначения – офицеров. Самым удобным местом для этого учебного заведения было Рязанское воздушно-десантное училище. Было принято решение о формировании в составе РВВДКДКУ 9-ой роты курсантов, обучающихся по специальной программе (на тот момент в училище было 8 рот).


На плацу 2 взвод 14 роты во главе с командиром взвода ст. лейтенантом Жомером С. В. 1982 год

В 1968 году рота состояла из двух взводов, при этом 1 взвод был укомплектован, в основном, выпускниками суворовских военных училищ и военнослужащими; 2 взвод - курсантами 2 курса 7 и 8 десантных рот. В 1970 году был набран 3 взвод, в 1971 году – 4 взвод. Таким образом, первый выпуск состоялся в 1972 году (2 взвод).

Особенностью роты было то, что в роте одновременно учились курсанты четырёх курсов – по взводу на каждом; при этом в каждом взводе было четыре отделения по языковому принципу. Соответственно, в роте изучали четыре языка: английский, немецкий, французский, китайский.


Они же на прыжках 1984 год

Формирование Роты было поручено полковнику Щёлокову Ивану Николаевичу, одному из офицеров направления специальной разведки в ГРУ.

Первым командиром 9-й роты был капитан Резников, в дальнейшем – старший преподаватель кафедры управления и службы штабов Военной академии им. М.В. Фрунзе, полковник.


1 взвод 14 роты на укладке парашютов 1984 год

Для того чтобы сформировать роту, где взвод являлся курсом, было приказано передать с каждого курса в её состав по тридцать-сорок человек, изъявивших желание служить в Спецназе. Как это обычно бывает, командиры курсантских рот постарались таким образом избавиться от курсантов из числа отстающих.


Однако Иван Николаевич сумел найти подход к этим непростым ребятам. В кратчайшие сроки рота стала лучшей по спорту и учёбе. Каждый взвод был курсом и состоял из четырёх отделений, каждое из которых являлось языковой группой. Курсанты факультета спецразведки выпускались с дипломом референта-переводчика одного из изучаемых иностранных языков: английского, немецкого, французского или китайского. Программа обучения коренным образом отличалась от программы десантного факультета. В частности, если практические навыки курсантов общего факультета по минно-подрывному делу ограничивались изготовлением зажигательной трубки и подрывом тротиловой шашки, то курсант второго курса 9 роты мог запросто изготовить взрывчатое вещество из подручных материалов и это далеко не все. Тактика, которую изучали курсанты, также отличалась от общевойсковой тактики, изучаемой на общем факультете. Рота не пропадала в лагерях, как десантники, которым необходимо было отрабатывать навыки вождения, ремонта и стрельбы из БМД. Но, выехав на одну-две недели, курсанты-спецназовцы быстро отрабатывали все практические вопросы по тактико-специальной подготовке, взрывному делу и стрельбе, после чего возвращались в училище. Это было связано в первую очередь с углублённым изучением иностранных языков.


Курсанты 1 взвода 14 роты на занятиях по ТСП. 1984 год. 3-й слева сержант Ковтун В. П. в 1987 году

Правда воинская дисциплина традиционно хромала. Такое положение вещей не могло не задевать командование училища, да и самого Командующего войсками - генерала армии В.Ф. Маргелова. Он, в частности, всегда говорил, что у него в училище восемь рот.


3 взвод 14 роты 1990 г.в. на хозработах. Второй слева – курсант Садовенко Ю.Э., ныне генерал-полковник

Генерал-полковник Садовенко Ю. Э.

Начальник училища, в ту пору ещё полковник, Чикризов А.В. также недолюбливал роту и относился к ней, как к пасынку. Пытаясь избавиться от неё, он неоднократно грозил расформировать роту, введя по взводу из её состава в одну из десантных рот каждого курса. Однажды этот проект попал в ГРУ. Но реакция на данный документ стала неожиданной, во всяком случае, для начальника училища. Если до этого рота входила в состав третьего батальона курсантов, то после принятия решения по данному документу, её сделали отдельной. Теперь командир роты подчинялся начальнику училища напрямую.


Последний выпуск 9 роты был в 1981 году.

В 1980 году, в связи с событиями в Демократической Республике Афганистан, в 9 роту на первый курс впервые были набраны два взвода и введён для изучения курсантами персидский язык (ДГШ ВС СССР от 04.7.1980 г. № 314/1/00170).

В 1981 году на базе 9 роты курсантов СпН сформированы 13 и 14 роты (5 батальон) курсантов в составе четырёх взводов каждая. Причём, в одной роте - по два взвода 2 и 4 курсов, в другой – по два взвода 1 и 3 курсов (ДГШ ВС СССР 1981 года № 314/1/00330).



4 курс 13 роты на горно-полевом выходе в Кировабаде 1987 год

На начальном этапе исполнять обязанности комбата было поручено полковнику Митрофанову, старшему преподавателю ТСП. Осенью 1982 года на должность комбата прибыл подполковник Первухин М.А.



Командир 5 батальона полковник Мартиросян Ю.А. и командир 13 роты Титов В.П.

Кроме Рязанского училища в соединения специального назначения своих выпускников направляло Киевское общевойсковое командное училище, имевшее разведывательный факультет, который готовил офицеров войсковой разведки. Это происходило в силу того, что Рязань не в полной мере обеспечивала потребность в офицерах для Спецназа. Несмотря на отсутствие специальной подготовки, многие из них, послужив некоторое время в войсках, становились настоящими спецназовцами. Волею судеб в Спецназ попадали и выпускники других училищ. В бригадах их в шутку называли приёмными детьми Спецназа. Служба всё расставляла на свои места, делая со временем из приёмных детей родных. Ведь главное в спецназовце - дух, умение мыслить дерзко и нестандартно. Именно это успешно воспитывали в Рязани, все эти качества успешно прививали с курсантских времён. Остальным приходилось приобретать эти качества, имея врождённые задатки. Как любил говаривать один из командиров девятой роты, ставший в последующем преподавателем Тактики, Иван Фомич Селуков: ”Если в колхозном саду яблоки воровал и не попадался, - будешь спецназовцем”.

Старшины 9 роты Титов В. П. (1978 год выпуска), Фомин А. Г. (1979 г.в.), Рудаков Н. И. (1980 г.в.)

Анализ уровня подготовки выпускников военных училищ, проведённый по результатам боевой деятельности в Афганистане, показал, что её средний уровень у выпускников десантного училища значительно превосходил уровень подготовки выпускников самых прославленных училищ Сухопутных войск.


1998 год. Выпускник 14 роты 1990 года Конопелькин Е. Н. на вручении Звезды Героя РФ

В июле 1994 года осуществляется перевод 5-го батальона курсантов (специального назначения) в Новосибирское высшее общевойсковое командное училище.

Закончилась Афганская война, начался развал СССР. Часть военных училищ осталась в бывших субъектах некогда “Союза нерушимого”. Эта же участь постигла Киевское ВОКУ. Для Сухопутных войск это был серьёзный урон. Поэтому зревшая некогда идея объединить разведфакультет Киевского и спецназовский факультет Рязанского училища стала реальностью. В этот же период стали сокращаться политические училища. Решено было создать новое училище на базе расформированного Новосибирского политического. В новом училище было создано пять батальонов курсантов. Один готовил спецназовцев, один войсковых разведчиков, а остальные обычных командиров мотострелковых подразделений.

2007 год. 3 взвод 9 роты 1979 года выпуска на праздновании 57-ой годовщины Спецназа

В 2013 году было принято решение о выделении 10 миллиардов рублей на создание в стенах Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища (РВВДКУ) учебно-материальной базы для подготовки кадров в интересах Сил специальных операций, ВДВ, Военно-морского флота и для бригад Спецназа.


Ранее командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов выразил надежду, что уже с 1 сентября 2013 года в стенах Рязанского училища обновленный факультет Спецназа приступит к подготовке кадров специальной разведки — элиты войск быстрого реагирования и сил специальных операций. Воссоздание факультета специальной разведки поднимет и без того высокий статус Рязанского училища ВДВ.

Инициаторы возвращения факультета специальной разведки в Рязанское ВВДКУ изначально закладывали возрождение спецназовского духа, идеологию, методику подготовки офицерских кадров и традиции училища. Таким образом, решение, принятое министром обороны, — это восстановление исторической справедливости.

Сегодня в училище численность курсантов, обучающихся по профилю Спецназа, превышает основной факультет, что свидетельствует о высоком спросе на специалистов данного профиля, высокую планку качества которым задали в своё время выпускники именно 9 роты и 5 батальона. И надо честно сказать, что перечень предметов и количество часов обучения всем премудростям сегодня кратно возросло, повысилось и качество учебно-материальной базы, равной которой нет сегодня ни в одном центре подготовки специалистов данного профиля в мире. Заслуга в этом, безусловно, командующего ВДВ на момент принятия решения – генерал-полковника Шаманова В.А. и нынешнего руководства МО и ГРУ.


Костин Павел Геннадьевич, родился 9 января 1960 года в городе Кустанай Казахской ССР. В 1977 году после окончания средней школы в городе Рига поступил в Рязанское высшее воздушно-десантное училище, которое успешно окончил с золотой медалью

в 1981 году и был направлен для прохождения службы в бригаду специального назначения Прибалтийского военного округа. В 1982 году был назначен командиром взвода, а в 1983 году командиром 14 роты курсантов РВВДКДКУ. В 1986 году назначен на должность начальника штаба отряда специального назначения в бригаду Белорусского военного округа. 1987–1990 – слушатель разведывательного факультета Военной академии им. М.В. Фрунзе. 1990 – 1992 командир отряда специального назначения бригады Забайкальского военного округа. С 1992 по 1995 преподаватель ТСП кафедры Тактики РВВДКДКУ. С1995 года проходил службу на различных должностях частей центрального подчинения и центрального аппарата Главного управления Генерального штаба. В 1999 году закончил Военно-дипломатическую академию. Ветеран боевых действий. Полковник запаса. Гражданское

образование – Государственный Университет – Высшая школа экономики. Женат, вырастил двоих дочерей. В настоящее время принимает активное участие в ветеранском движении, член Совета ветеранов военной разведки. По поручению руководства ведёт активную работу по оказанию шефской помощи Кафедре Применения подразделений специального назначения и подразделениям СпН Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного ордена Суворова дважды Краснознаменного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова.

Просмотров: 0

При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.          

 

  Copyright © 2020 by MONOLITH Digest. All rights reserved.

  • Facebook