Спецназ в РВВДКУ

Пост обновлен 28 июля 2020 г.



Полковник запаса Костин Павел Геннадьевич



С момента создания в 1950 году подразделений специального назначения, военное руководство страны не задумывалось о том, что потребуются специальные учебные заведения для подготовки специалистов и командиров различных категорий. На этапе формирования подразделений и частей специального назначения такой потребности не ощущалось. В строю находились солдаты и офицеры, прошедшие войну. Их боевого опыта и навыков ведения партизанской борьбы было достаточно.

Первый человек, который задумался о создании специального учебного заведения для подготовки офицеров специальной разведки, был Маршал Советского Союза Жуков Г.К., приказавший создать второе воздушно-десантное училище в Тамбове в 1957 году. Но, как известно, это стоило ему должности. После этого мало кто хотел возвращаться к этому вопросу.


Последний выпуск 9 роты в 1981 году. В центре Командующий ВДВ генерал-полковник Сухоруков Д. С. и начальник училища генерал-лейтенант Чикризов А. В.

Но время шло, и потребность в подготовке офицеров для Спецназа стала ощущаться всё более остро. В период формирования бригад специального назначения отдельной Директивой при Военно-дипломатической академии были созданы годичные курсы, которые функционировали с 1 января 1962 года до сентября 1963 года. Курсы сделали два выпуска офицеров для частей специального назначения и разведывательных органов штабов военных округов, в общей сложности около 120 человек.

Поступление на вооружение Спецназа все новых и более совершенных видов стрелкового и инженерного вооружения, а также новых технических средств в шестидесятых годах потребовали от офицеров, прибывающих в войска, углублённых знаний. Причём, эти знания желательно было применять сразу, по прибытию в часть, а не спустя полгода или год, когда офицер их мог освоить в полной мере в ходе боевой учёбы.


9 рота на площадке приземления. В центре – командир 9 роты капитан Селуков И.Ф. 1978 год
9 рота на площадке приземления. В центре – командир 9 роты капитан Селуков И.Ф. 1978 год

Наконец к 1968 году вновь созрела идея создать учебное заведение, которое бы готовило профессиональных разведчиков специального назначения – офицеров. Самым удобным местом для этого учебного заведения было Рязанское воздушно-десантное училище. Было принято решение о формировании в составе РВВДКДКУ 9-ой роты курсантов, обучающихся по специальной программе (на тот момент в училище было 8 рот).


На плацу 2 взвод 14 роты во главе с командиром взвода ст. лейтенантом Жомером С. В. 1982 год
На плацу 2 взвод 14 роты во главе с командиром взвода ст. лейтенантом Жомером С. В. 1982 год

В 1968 году рота состояла из двух взводов, при этом 1 взвод был укомплектован, в основном, выпускниками суворовских военных училищ и военнослужащими; 2 взвод - курсантами 2 курса 7 и 8 десантных рот. В 1970 году был набран 3 взвод, в 1971 году – 4 взвод. Таким образом, первый выпуск состоялся в 1972 году (2 взвод).

Особенностью роты было то, что в роте одновременно учились курсанты четырёх курсов – по взводу на каждом; при этом в каждом взводе было четыре отделения по языковому принципу. Соответственно, в роте изучали четыре языка: английский, немецкий, французский, китайский.


9 рота. 90 лет ВДВ. Monolith digest
Они же на прыжках 1984 год

Формирование Роты было поручено полковнику Щёлокову Ивану Николаевичу, одному из офицеров направления специальной разведки в ГРУ.

Первым командиром 9-й роты был капитан Резников, в дальнейшем – старший преподаватель кафедры управления и службы штабов Военной академии им. М.В. Фрунзе, полковник.


1 взвод 14 роты на укладке парашютов 1984 год
1 взвод 14 роты на укладке парашютов 1984 год

Для того чтобы сформировать роту, где взвод являлся курсом, было приказано передать с каждого курса в её состав по тридцать-сорок человек, изъявивших желание служить в Спецназе. Как это обычно бывает, командиры курсантских рот постарались таким образом избавиться от курсантов из числа отстающих.


Однако Иван Николаевич сумел найти подход к этим непростым ребятам. В кратчайшие сроки рота стала лучшей по спорту и учёбе. Каждый взвод был курсом и состоял из четырёх отделений, каждое из которых являлось языковой группой. Курсанты факультета спецразведки выпускались с дипломом референта-переводчика одного из изучаемых иностранных языков: английского, немецкого, французского или китайского. Программа обучения коренным образом отличалась от программы десантного факультета. В частности, если практические навыки курсантов общего факультета по минно-подрывному делу ограничивались изготовлением зажигательной трубки и подрывом тротиловой шашки, то курсант второго курса 9 роты мог запросто изготовить взрывчатое вещество из подручных материалов и это далеко не все. Тактика, которую изучали курсанты, также отличалась от общевойсковой тактики, изучаемой на общем факультете. Рота не пропадала в лагерях, как десантники, которым необходимо было отрабатывать навыки вождения, ремонта и стрельбы из БМД. Но, выехав на одну-две недели, курсанты-спецназовцы быстро отрабатывали все практические вопросы по тактико-специальной подготовке, взрывному делу и стрельбе, после чего возвращались в училище. Это было связано в первую очередь с углублённым изучением иностранных языков.


Курсанты 1 взвода 14 роты на занятиях по ТСП. 1984 год. 3-й слева сержант Ковтун В. П. в 1987 году
Курсанты 1 взвода 14 роты на занятиях по ТСП. 1984 год. 3-й слева сержант Ковтун В. П. в 1987 году

Правда воинская дисциплина традиционно хромала. Такое положение вещей не могло не задевать командование училища, да и самого Командующего войсками - генерала армии В.Ф. Маргелова. Он, в частности, всегда говорил, что у него в училище восемь рот.


3 взвод 14 роты 1990 года выпуска на хозработах. Второй слева – курсант Садовенко Ю.Э., ныне генерал-полковник, Заместитель Министра обороны РФ
3 взвод 14 роты 1990 г.в. на хозработах. Второй слева – курсант Садовенко Ю.Э., ныне генерал-полковник

Выпускник 14 роты 1990 года генерал-полковник Садовенко Ю. Э. – заместитель Министра обороны РФ – руководитель Аппарата Министра обороны РФ
Генерал-полковник Садовенко Ю. Э.

Начальник училища, в ту пору ещё полковник, Чикризов А.В. также недолюбливал роту и относился к ней, как к пасынку. Пытаясь избавиться от неё, он неоднократно грозил расформировать роту, введя по взводу из её состава в одну из десантных рот каждого курса. Однажды этот проект попал в ГРУ. Но реакция на данный документ стала неожиданной, во всяком случае, для начальника училища. Если до этого рота входила в состав третьего батальона курсантов, то после принятия решения по данному документу, её сделали отдельной. Теперь командир роты подчинялся начальнику училища напрямую.


Последний выпуск 9 роты был в 1981 году.

В 1980 году, в связи с событиями в Демократической Республике Афганистан, в 9 роту на первый курс впервые были набраны два взвода и введён для изучения курсантами персидский язык (ДГШ ВС СССР от 04.7.1980 г. № 314/1/00170).

В 1981 году на базе 9 роты курсантов СпН сформированы 13 и 14 роты (5 батальон) курсантов в составе четырёх взводов каждая. Причём, в одной роте - по два взвода 2 и 4 курсов, в другой – по два взвода 1 и 3 курсов (ДГШ ВС СССР 1981 года № 314/1/00330).



4 курс 13 роты на горно-полевом выходе в Кировабаде 1987 год
4 курс 13 роты на горно-полевом выходе в Кировабаде 1987 год

На начальном этапе исполнять обязанности комбата было поручено полковнику Митрофанову, старшему преподавателю ТСП. Осенью 1982 года на должность комбата прибыл подполковник Первухин М.А.



Командир 5 батальона полковник Мартиросян Ю.А. и командир 13 роты Титов В.П.
Командир 5 батальона полковник Мартиросян Ю.А. и командир 13 роты Титов В.П.

Кроме Рязанского училища в соединения специального назначения своих выпускников направляло Киевское общевойсковое командное училище, имевшее разведывательный факультет, который готовил офицеров войсковой разведки. Это происходило в силу того, что Рязань не в полной мере обеспечивала потребность в офицерах для Спецназа. Несмотря на отсутствие специальной подготовки, многие из них, послужив некоторое время в войсках, становились настоящими спецназовцами. Волею судеб в Спецназ попадали и выпускники других училищ. В бригадах их в шутку называли приёмными детьми Спецназа. Служба всё расставляла на свои места, делая со временем из приёмных детей родных. Ведь главное в спецназовце - дух, умение мыслить дерзко и нестандартно. Именно это успешно воспитывали в Рязани, все эти качества успешно прививали с курсантских времён. Остальным приходилось приобретать эти качества, имея врождённые задатки. Как любил говаривать один из командиров девятой роты, ставший в последующем преподавателем Тактики, Иван Фомич Селуков: ”Если в колхозном саду яблоки воровал и не попадался, - будешь спецназовцем”.

Старшины 9 роты Титов В. П. (1978 год выпуска), Фомин А. Г. (1979 г.в.), Рудаков Н. И. (1980 г.в.)

Анализ уровня подготовки выпускников военных училищ, проведённый по результатам боевой деятельности в Афганистане, показал, что её средний уровень у выпускников десантного училища значительно превосходил уровень подготовки выпускников самых прославленных училищ Сухопутных войск.


1998 год. Выпускник 14 роты 1990 года Конопелькин Е. Н. на вручении Звезды Героя РФ
1998 год. Выпускник 14 роты 1990 года Конопелькин Е. Н. на вручении Звезды Героя РФ

В июле 1994 года осуществляется перевод 5-го батальона курсантов (специального назначения) в Новосибирское высшее общевойсковое командное училище.

Закончилась Афганская война, начался развал СССР. Часть военных училищ осталась в бывших субъектах некогда “Союза нерушимого”. Эта же участь постигла Киевское ВОКУ. Для Сухопутных войск это был серьёзный урон. Поэтому зревшая некогда идея объединить разведфакультет Киевского и спецназовский факультет Рязанского училища стала реальностью. В этот же период стали сокращаться политические училища. Решено было создать новое училище на базе расформированного Новосибирского политического. В новом училище было создано пять батальонов курсантов. Один готовил спецназовцев, один войсковых разведчиков, а остальные обычных командиров мотострелковых подразделений.

2007 год. 3 взвод 9 роты 1979 года выпуска на праздновании 57-ой годовщины Спецназа
2007 год. 3 взвод 9 роты 1979 года выпуска на праздновании 57-ой годовщины Спецназа

В 2013 году было принято решение о выделении 10 миллиардов рублей на создание в стенах Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища (РВВДКУ) учебно-материальной базы для подготовки кадров в интересах Сил специальных операций, ВДВ, Военно-морского флота и для бригад Спецназа.


Ранее командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов выразил надежду, что уже с 1 сентября 2013 года в стенах Рязанского училища обновленный факультет Спецназа приступит к подготовке кадров специальной разведки — элиты войск быстрого реагирования и сил специальных операций. Воссоздание факультета специальной разведки поднимет и без того высокий статус Рязанского училища ВДВ.

Инициаторы возвращения факультета специальной разведки в Рязанское ВВДКУ изначально закладывали возрождение спецназовского духа, идеологию, методику подготовки офицерских кадров и традиции училища. Таким образом, решение, принятое министром обороны, — это восстановление исторической справедливости.

Сегодня в училище численность курсантов, обучающихся по профилю Спецназа, превышает основной факультет, что свидетельствует о высоком спросе на специалистов данного профиля, высокую планку качества которым задали в своё время выпускники именно 9 роты и 5 батальона. И надо честно сказать, что перечень предметов и количество часов обучения всем премудростям сегодня кратно возросло, повысилось и качество учебно-материальной базы, равной которой нет сегодня ни в одном центре подготовки специалистов данного профиля в мире. Заслуга в этом, безусловно, командующего ВДВ на момент принятия решения – генерал-полковника Шаманова В.А. и нынешнего руководства МО и ГРУ.


Костин Павел Геннадьевич, родился 9 января 1960 года в городе Кустанай Казахской ССР. В 1977 году после окончания средней школы в городе Рига поступил в Рязанское высшее воздушно-десантное училище, которое успешно окончил с золотой медалью

в 1981 году и был направлен для прохождения службы в бригаду специального назначения Прибалтийского военного округа. В 1982 году был назначен командиром взвода, а в 1983 году командиром 14 роты курсантов РВВДКДКУ. В 1986 году назначен на должность начальника штаба отряда специального назначения в бригаду Белорусского военного округа. 1987–1990 – слушатель разведывательного факультета Военной академии им. М.В. Фрунзе. 1990 – 1992 командир отряда специального назначения бригады Забайкальского военного округа. С 1992 по 1995 преподаватель ТСП кафедры Тактики РВВДКДКУ. С1995 года проходил службу на различных должностях частей центрального подчинения и центрального аппарата Главного управления Генерального штаба. В 1999 году закончил Военно-дипломатическую академию. Ветеран боевых действий. Полковник запаса. Гражданское

образование – Государственный Университет – Высшая школа экономики. Женат, вырастил двоих дочерей. В настоящее время принимает активное участие в ветеранском движении, член Совета ветеранов военной разведки. По поручению руководства ведёт активную работу по оказанию шефской помощи Кафедре Применения подразделений специального назначения и подразделениям СпН Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного ордена Суворова дважды Краснознаменного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова.

Просмотров: 92Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все